Нам повезло: погода была плохая. Интервью с начальником поисково-спасательного отряда Камчатского края Александром Путятиным о рабочей поездке в Швейцарию
« НазадСпасатели, конечно, не любят плохую погоду. Она очень мешает при проведении операций. Но есть одно исключение – если природа подбрасывает сложностей во время тренировок, то это хорошо. Значит, удастся максимально приблизиться к возможным реальным условиям, при которых приходится вытаскивать людей буквально из лап смерти. Камчатским спасателям повезло – на курсах в Швейцарии, где они побывали, хватало и дождя, и снега. Об этом ИА «КамИНФОРМ» рассказал начальник Поисково-спасательного отряда Камчатского края Александр Путятин.
- Александр Борисович, почему именно Швейцария? С рельефом все понятно, но горы не только там есть.
- У нас со Швейцарией на уровне спасподразделений давно контакты налажены. Мои коллеги уже ездили туда для обмена опытом, но только на частном уровне, я таким же образом побывал во Франции, на горе Монблан. В этот раз делегация впервые была официальной, договоренности достигли на уровне правительства Камчатского края и властей кантона Вале, командировка прошла при поддержке краевого министерства специальных программ. В кантоне Вале располагается одна из двух авиационных спасательных служб Швейцарии - Air Glaciers SA. Она регулярно проводит курсы для своих специалистов и приглашает на них иностранных спасателей. Всего, помимо спасателя нашего отряда Игоря Сестерова и меня, а также камчатского пилота, там тренировались порядка 30 человек: местные жители, представители Франции, Италии.
- На каких именно специалистов рассчитаны эти курсы?
- Специфика обучения состоит в том, что Air Glaciers работает на вертолетах. Их зона ответственности – это, в первую очередь, горнолыжные курорты Альп. В зимний сезон там случаются десятки происшествий, которые требуют вылета вертолета. В общем-то, все операции, связанные с эвакуацией людей, проводят с помощью авиации. Будь то турист с вывихом ноги или какие-то более серьезные случаи. Поэтому в обучении принимают участие пилоты. Камчатский пилот-инструктор авиакомпании «Витязь-Аэро» Дмитрий Задирей, которого привлекают к спасательным операциям на Камчатке, также прошел эти курсы, по отдельной программе. Кроме того, все местные спасатели являются квалифицированными горными гидами, это тоже учитывается на тренировках – их проводят на высоте тысяча метров и выше над уровнем моря.
- Какие сценарии чрезвычайных происшествий отрабатывали с вами на склонах Альп?
- Одной из первых стала операция на канатной дороге. Там сначала «зависло» кресло, на котором ехали шесть человек. Двоим спасателям нужно было спустится к ним на тросе с вертолета, надеть на всех спасательное оборудование, и затем машина спускала их к лагерю. потом подобную ситуацию повторили с кабинкой, она рассчитана уже на десять человек. примечательно, что во всех сценариях привлекали реальных людей, никаких манекенов. Так, только в условных происшествиях на канатной дороге приняли участие около шестидесяти волонтеров. Это был для нас новый опят, поскольку первую канатную дорогу на Камчатке открыли только в 2016 году. Также мы отработали доврачебную помощь пострадавшему, эвакуацию со скал, из горных трещин.
- Какое-нибудь новое оборудование освоили?
- Нам показали, как можно искать пропавших людей при помощи специальных радаров – с вертолета, даже в условиях плохой видимости, в лесу или под снегом. Такие поиски возможны, если на человека была одежда или обувь со специальной отражающей пластиной. Радар посылает сигнал, рефлектор его отражает, аппарат принимает отражение и показывает точку, откуда оно пришло. В Европе такой метод уже начали активно применять, на Камчатке, да и в России, подобных радаров пока нет, да и одежда с рефлекторами еще только начинает распространяться. Но в будущем такая система поиска будет актуальна и у нас. Мы предложили швейцарским специалистам, работающим с этим оборудованием, приехать на Камчатку, чтобы наглядно продемонстрировать всем заинтересованным людям его эффективность.
- Учения – это не реальная ситуация, но класс тренировки повышает максимальное приближение к настоящим условиям. В Швейцарии организаторы курсов как-то пытались добавить экстрима в сценарий?
- Нам повезло – погода все время была плохая. Шел то дождь, то снег, то все вместе. Солнце увидели только в день отъезда. А еще большая часть тренировок проходила в темное время суток. Так условия были самые боевые.
- Удалось ли камчатским спасателям поделиться в Швейцарии своим опытом?
- Мы провели презентацию деятельности Камчатского поисково-спасательного отряда. Коллеги проявили к ней большой интерес, и было принято решение, что нужно организовать их ответный визит на наш полуостров. На Камчатке вертолетную подготовку отряд проводит два раза в год, так, в мае мы отрабатывали различные ситуации на склонах Авачинского вулкана, в районе Верблюда. Особенность наших операций – вертолеты Ми-8, а в Швейцарии летают на маленьких, которые вмещают помимо пилота буквально еще три-четыре человека. Как раз такой опыт работы в горах с крупногабаритной техникой и заинтересовал швейцарских спасателей. Нам обоюдно есть чем поделиться, поэтому будем надеяться, что новая встреча, уже на Камчатке, обязательно состоится.
Залина Корбанова
опубликовано на сайте ИА «КамИНФОРМ»
http://kamchat.info/interview/nam_povezlo_pogoda_byla_plohayaКомментарии
Комментариев пока нет