Итоги деятельности Камчатской территориальной подсистемы РСЧС за 2021 год
Информационный материал
по итогам проведения учебно-методического сбора по подведению итогов деятельности Камчатской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2021 году и постановке задач на 2022 год
г. Петропавловск-Камчатский 20 января 2022 года
Основные цели учебно-методического сбора:
подведение итогов деятельности в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Камчатского края в 2021 году;
повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Камчатского края по решению поставленных задач в рамках деятельности Камчатской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны (далее – Камчатской ТП РСЧС);
обмен мнениями по решению проблемных вопросов в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
постановка задач руководителям органов управления Камчатской территориальной подсистемы РСЧС и ГО на 2022 год.
В работе учебно-методического сбора приняли участие представители Правительства Камчатского края, руководящий состав Главного управления МЧС России по Камчатскому краю, руководители спасательных служб, предназначенных для решения задач гражданской обороны и защиты населения и территории Камчатского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, главы городских, муниципальных округов и муниципальных районов, председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, начальники отделов ГОЧС (специалисты ГОЧС) муниципальных образований в Камчатском крае, представители нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению мероприятий гражданской обороны Камчатского края.
1. Вступительное слово.
Р.С. Василевский, Заместитель Председатель Правительства Камчатского края.
Объявляю учебно-методический сбор по подведению итогов деятельности Камчатской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2021 году и постановке задач на 2022 год открытым.
2021 год завершен. Основные усилия были направлены на дальнейшее повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения края, обеспечение готовности органов управления и сил всех уровней к действиям по предназначению.
На нас возложены важнейшие задачи – защита людей и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, тушение пожаров в населенных пунктах и в природной среде, ликвидация последствий различных аварий и, конечно, круглосуточная помощь каждому человеку, который оказался в беде. Не снимаются с повестки дня и вопросы совершенствования и развития гражданской обороны в Камчатском крае.
Анализ деятельности органов управления, сил и средств Камчатской территориальной подсистемы РСЧС в 2021 году показал высокий уровень ее готовности к выполнению задач и достойные результаты практической работы.
Чрезвычайные ситуации и происшествия происходили в различных местах нашего края и практически всегда, в кратчайшие сроки, было организовано реагирование, принимались эффективные меры по защите и оказанию помощи пострадавшим снижению потерь и ущерба от негативных факторов.
Органы управления своевременно принимали решения, а работники экстренных и других служб высокопрофессионально и качественно проводили мероприятия.
Дополнительная нагрузка на всех, в прошедшем году, легла в связи с распространением коронавирусной инфекции. Стоит отметить большую работу исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в Камчатском крае, а также организаций, которая проводилась и проводится для снижения масштабов этой опасной инфекции.
Важно продолжать совершенствовать свою работу. Заниматься развитием системы комплексной безопасности и защиты от рисков чрезвычайных ситуаций. Профиль рисков в Камчатском крае должен учитывать не только повторяемость природных явлений, но и состояние транспорта, дорог, коммунальных сетей, линий электропередачи и связи, их дублирование и еще очень много факторов. Активно развиваются туризм и горнодобывающая отрасль. Чрезвычайные ситуации и происшествия прошедшего года, оперативная обстановка в области защиты населения и территорий в январе 2021 года наглядно показывают вектор сосредоточения наших совместных усилий в этом направлении. Необходимо более тщательно и продуктивно подходить к вопросам планирования действий, повышению готовности органов управления всех уровней, сил и средств, накоплению и своевременному освежению материальных резервов. Считаю необходимым уделять особое внимание процессам прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций и происшествий.
2. Доклад «Об итогах деятельности Камчатской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2021 году и постановке задач на 2022 год».
И.В. Михно, начальник Главного управления МЧС России по Камчатскому краю, генерал-майор внутренней службы.
В 2021 году на территории Камчатского края произошло 5 чрезвычайных ситуаций техногенного характера и 1 природного характера.
5 чрезвычайных ситуации произошли в транспортной сфере, а большая часть людей погибла при крушениях авиационного транспорта.
В соответствии с Национальным стандартом ГОСТ Р 22.10.02-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Допустимый риск чрезвычайных ситуаций» органам исполнительной власти Камчатского края необходимо для данного вида риска чрезвычайных ситуаций установить зону жесткого контроля и провести оценку целесообразности мер по уменьшению риска и минимизации возможных последствий.
Стоит отметить, что пожарно-спасательные подразделения МЧС России и КГКУ «ЦОД» во взаимодействии с полицией привлекались на 169 происшествий, в которых производился поиск 287 человек (из них 34 ребенка). В природной среде были обнаружены и оказана помощь 253 людям.
К сожалению, розыскные и поисковые мероприятий по 27 пропавшим результатов не дали, граждане числятся как пропавшие без вести.
В 2021 году в оперативную дежурную смену ЦУКС Главного управления поступила информация по 2 тысячам 287 происшествиям при которых пострадало 703 человека, из них 67 человек погибло, 27 человек пропало без вести 606 человек спасены.
Органами управления территориальной подсистемы РСЧС осуществлялось реагирование на 177 штормовых предупреждения об опасных явлениях и комплексах метрологических явлений, а также по высоким классам пожарной опасности.
В 2021 году в крае активно проходила туристическая деятельность. На маршрутах было зарегистрировано 1222 туристских группы, количество туристов составило 15 025 человек, из них 2 556 детей.
При этом произошло 15 происшествий, связанных с туристскими группами (туристами), при которых пострадало 29 человек, из них: 12 человек погибли (в том числе 1 ребенок), 16 гражданам оказана помощь, 1 человек пропал без вести.
С зарегистрированными туристскими группами произошло 5 происшествий, пострадало 6 человек, 3 человека погибли.
С не зарегистрированными туристскими группами произошло 10 происшествий пострадало 23 человека, 9 человек погибли (в том числе 1 ребенок), 1 человек пропал без вести.
В ходе анализа туристической деятельности на территории Камчатского края, в рамках имеющихся статистических данных, были выявлены проблемы с безопасностью, а именно:
- при организации туристских туров, организации (туристы) занимающиеся туристской деятельностью, не уделяют должного внимания вопросам обеспечения безопасности туристов, соблюдению законодательства Российской Федерации, в части информирования территориального органа МЧС России о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности (водным, горным, спелеологическим и другим объектам), связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу. Отсутствие у спасателей информации о маршруте передвижения групп в свою очередь влияет на время реагирования и исход поисково-спасательных мероприятий, приводит к большим материальным затратам при организации поисков на значительных площадях и акваториях;
- отсутствие сертифицированных гидов в составе туристских групп, осуществляющих передвижения по маршрутам, в том числе имеющим высокий класс (категорию) сложности, а также отсутствие спутниковых средств связи у гидов;
- неподготовленность участников туристских групп к изменяющимся погодно-климатическим условиям по маршрутам следования, в том числе при планировании восхождений на вулканы.
В 2021 году был зарегистрирован 61 пепловый выброс. Выпадение пепла в населенных пунктах фиксировалось 1 раз.Также зарегистрировано 194 сейсмособытия.
Статистика происшествий показывает, что основная часть происшествий – это техногенные пожары, дорожно-транспортные происшествия, аварии на энергетических системах и объектах ЖКХ, пропажа людей в природной среде, а также сейсмособытия, пепловые выбросы и природные пожары.
Стоит отметить, что в сравнении с прошлым годом значительно увеличились аварии на воздушном транспорте и уменьшились аварии на водном транспорте.
Для снижения гибели людей и материального ущерба, именно этим видам рисков следует уделять пристальное внимание и принимать соответствующие меры.
Среднее время прохождения информации о происшествиях и оперативных событиях по линии дежурных служб в территориальной подсистеме РСЧС составило до 10 минут.
Анализ реагирования показывает, что информационное взаимодействие между звеньями территориальной подсистемы РСЧС организовано.
Отмечается снижение на 3 случая задержки в прохождении информации по происшествиям.
- по линии взаимодействия и информационного обмена с КГКУ «Камчатуправтодор» по ситуации, связанной с закрытием участка дороги «с. Никольское - Аэропорт» в Алеутском МО;
- по линии взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС и Администрацией Усть-Большерецкого МР по ситуации, связанной с со срывом кровельного материала с крыши детского сада «Березка» в
с. Кавалерское и вводимым режимом ЧС;
- по линии взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС и Администрацией Усть-Большерецкого МР по ситуации, связанной с введением режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на межселенной территории от мыса Левашова до п. Октябрьский в связи с ограничением движения на участке дороги с 115 по 118 км трассы совхоз Начикинский – п. Октябрьский.
Отмечена недостаточная работа ЕДДС Усть-Большерецкого района по вопросам взаимодействия и передачи информации по оперативной обстановке на территории района, и изменениях в режимах функционирования территориального звена.
Так информация по вводимым режимам чрезвычайная ситуация передается с задержкой либо вообще доводится до ЦУКС Главного управления по факту, соответствующие донесения по формам ЧС своевременно не предоставляется, в целом не соблюдаются нормативы приказа МЧС России № 2 от 11 января 2021 года.
Оперативные дежурные ЕДДС владеют не всей информацией, что указывает на недостаточный уровень осведомленности ЕДДС со стороны должностных лиц администрации района по проводимым мероприятиям.
Рекомендую данную работу откорректировать. Главным управлением МЧС России вся методическая помощь была оказана и будет оказана вновь, если это будет необходимо.
Так же стоит отметить, что администрациями муниципальных образований при получении экстренного предупреждения о лавинной опасности не проводятся внеочередные заседания комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности районов, режимы функционирования «Повышенная готовность» в звеньях Камчатской территориальной подсистемы РСЧС не вводятся.
В результате чего, заблаговременное оповещение населения путем СМС - рассылки не проводятся и не выполняются комплексы превентивных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
В свою очередь, одним из оснований проведения смс-оповещения, является введение режима функционирования «Повышенная готовность» в муниципальных образованиях.
По действующей лавинной опасности в период новогодних праздников в 7 муниципальных образованиях края мероприятия превентивного характера, в том числе смс - оповещение выполняются только в Елизовском муниципальном районе (заседание КЧС и ОПБ было проведено 1 раз в администрации Елизовского муниципального района).
С целью принятия мер, направленных на исключение подобных инцидентов, влияющих на безопасность и жизнедеятельность населения в период угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, настоятельно рекомендую получаемые прогнозы рассматривать на КЧС и ОПБ и вводить соответствующий режим функционирования «Повышенная готовность».
В 2021 году количества пожаров снизилось на 4,5% (с 1335 до 1275).
Рост гибели людей на пожарах зарегистрирован в Петропавловск-Камчатском городском округе, Олюторском и Тигильском муниципальных районах.
Увеличение количества травмированных при пожарах людей зарегистрировано в Елизовском, Усть-Камчатском, Соболевском и Алеутском муниципальных районах.
Органами местного самоуправления указанных районов не в полном объеме реализуются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в части обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, обеспечения противопожарной защиты мест проживания малообеспеченных, социально-неадаптированных и маломобильных групп населения в части установки в жилых помещениях автономных пожарных извещателей.
Гибель и травмирование людей на пожарах в 90% случаев происходит в ночное время по причине вторичных факторов пожара, когда люди спят.
Применение в индивидуальном жилье автономных пожарных извещателей, является одним из действенных и недорогих способов предупреждения гибели людей.
Установка дымовых датчиков является формой социальной поддержки и осуществляется в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан в крае».
В 2021 году была организована работа по установке 375 автономных пожарных извещателей в местах проживания малообеспеченных, социально-неадаптированных и маломобильных групп населения на общую сумму 2 млн. руб.
Оценивая состояние готовности подразделений Государственной противопожарной службы к действиям по предназначению, отмечаю, что в целом боеспособность пожарно-спасательных подразделений и показатели оперативного реагирования на пожары и аварийно-спасательные работы в 2021 году улучшены.
Одной из основных проблем обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов края, является отсутствие должного внимания глав муниципальных образований к источникам противопожарного водоснабжения.
В зимний период управляющими компаниями и органами местного самоуправления слабо организовано проведение очистки источников наружного противопожарного водоснабжения от наледи и снега, что приводит к выходу из строя пожарных гидрантов.
Не проводится проверка работоспособности наружного противопожарного водоснабжения.
Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю, КГКУ «ЦОД», а также Камчатским краевым отделением ВДПО спланирована и более 10 лет проводится совместная работа по привлечению добровольных пожарных для усиления малочисленных пожарных постов в сельских поселениях.
Численность личного состава общественных объединений пожарной охраны составляет более 3,3 тыс. чел.
В течение 2021 года добровольные пожарные 39 раз принимали участие в тушении пожаров и загораний в качестве дополнительных сил.
В 2021 году осуществлялось реагирование на 55 природных пожаров, в том числе 20 пожаров в зоне авиационной и наземной охраны лесов, 30 в зоне контроля космического мониторинга и 5 пожаров на землях населенных пунктов, что в 2,7 раза меньше показателей 2020 года. Площадь, пройденная огнем, уменьшилась в 1,3 раза и составила более 172 000 га. Зарегистрировано 17 крупных пожаров, что меньше показателей 2020 года более чем в 3,9 раза.
Принимая во внимание количественные показатели учета лесных пожаров, наиболее горимым муниципальным образованием оказался Пенжинский муниципальный район – 24 очага природных пожаров, что составляет более 43,6% от общего количества зарегистрированных природных пожаров, на общей площади 168,7 Га, что составляет 97,6 % от общей площади пройденной огнем в пожароопасном сезоне 2021 года.
Чрезвычайных ситуаций и случаев перехода природных пожаров на населенные пункты, дачные некоммерческие товарищества и объекты экономики в пожароопасный сезон 2021 года не допущено.
Пожарно-спасательные подразделения Камчатского края принимали участие в тушении 10 природных пожаров. В границах населенных пунктов осуществлено реагирование на тушение 314 ландшафтных пожаров, на общей площади 274,39 га.
Основными причинами возникновения лесных пожаров на территории края, явились природные явления в виде сухих гроз, а также неосторожное обращение с огнем населения, находящегося в природной среде.
В результате неосторожного обращения с огнем местного населения произошло 27 природных пожаров.
По-прежнему стоит острый вопрос заключения муниципальными образованиями договоров на тушение природных пожаров на межселенных территориях, землях сельскохозяйственного назначения и землях муниципальных образований с КГАУ «Охрана камчатских лесов», КГКУ «ЦОД», а также с лесозаготовителями и другими арендаторами лесного фонда, имеющими пожарную, инженерную и другую специализированную технику.
В лучшую сторону по организации реагирования на выявленные термические аномалии отмечаются Пенжинский и Олюторский муниципальные районы.
Также хотелось бы отметить слаженную и организованную работу спасательной службы противопожарной охраны лесов края.
Органами надзорной деятельности Главного управления, проведено 1284 профилактических рейдов в населенных пунктах, дачных, садовых товариществах и на земельных участках, в том числе непосредственно примыкающих к лесным массивам.
В 2021 году неблагоприятная паводковая обстановка складывалась на территории Пенжинского муниципального района.
В целях подготовки к безаварийному пропуску паводковых вод был выполнен комплекс необходимых мероприятий, что позволило значительно минимизировать материальный ущерб и не допустить гибели людей.
Своевременно подготовлены необходимые распорядительные и планирующие документы. ФГБУ «Камчатское УГМС» организован мониторинг уровней воды в реках, проведена проверка работоспособности систем оповещения, и командно-штабная тренировка с муниципальными образованиями края по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением паводкоопасного периода.
Деятельность органов государственного надзора в области пожарной безопасности осуществлялась в соответствии с утвержденным планом.
По результатам проверок в худшую сторону по реализации полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности отмечаются Пенжинский и Олюторский муниципальные районы.
В ходе проверок населенных пунктов выявлено 52 нарушения требований пожарной безопасности, составлено 15 протоколов об административном правонарушении.
В каждом муниципальном образовании края организована и проводилась работа патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп.
На территории Камчатского края создано 116 групп, численностью 445 человек, оснащенной 67 единицами техники повышенной проходимости.
В положительную сторону отмечается работа профилактических групп, с привлечением беспилотных летательных аппаратов по мониторингу лесопожарной обстановки, пресечению сжигания сухой травянистой растительности, выявлению нарушителей требований пожарной безопасности, а также по информированию населения о мерах пожарной безопасности в пожароопасный период на природе и в быту.
В течении пожароопасного периода выявлено и привлечено к административной ответственности за сжигание сухой травянистой растительности и мусора 13 нарушителей требований пожарной безопасности, проинструктировано более 50 000 человек, распространено более 50 000 экземпляров наглядной агитации.
Продолжена работа и в рамках проведения надзорных мероприятий в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Должностными лицами Главного управления МЧС России по Камчатскому краю и Министерства по чрезвычайным ситуациям Камчатского края, также проводились плановые проверки.
- в области гражданской обороны проведено 19 плановых проверок (АППГ - 6, увеличение на 300%) и 22 внеплановых (АППГ – 0, увеличение в 22 раза);
- в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 6 плановых (АППГ - 2, увеличение на 300%) и 3 внеплановых проверок (АППГ – 1, увеличение в 3 раза).
Привлечено к административной ответственности 17 юридических лиц и 1 должностное лицо. Взыскано штрафов на сумму 370 тыс. руб. , 81,5 % нарушений устранено.
В 2021 году продолжалась работа по совершенствованию РАСЦО, ее составляющих элементов и подсистем.
На мероприятия по поддержанию в постоянной готовности систем оповещения населения выделено 11,786 млн. руб., в том числе на развитие МАСЦО – 8,5 млн. руб.
В лучшую сторону по развитию и совершенствованию МАСЦО хотелось бы отметить:
- Петропавловск–Камчатский ГО (установлено и введено в эксплуатацию 13 комплексов громкоговорящего оповещения);
- Елизовский муниципальный район (установлено и введено в эксплуатацию 5 комплексов громкоговорящего оповещения).
В худшую сторону отмечается Алеутский муниципальный округ. Комплекс голосового оповещения закуплен и смонтирован, но не введен в эксплуатацию и не сопряжен с РАСЦО. Работа в данном направлении проводится, но не завершена.
Прошу в первом квартале 2022 года данную работу продолжить. О выполненных мероприятиях проинформировать Главное управление и Министерство по чрезвычайным ситуациям Камчатского края.
Остальными муниципальными образованиями работа в данном направлении не проводилась.
На территории края находится один потенциально опасный объект, это АО «Северо-Восточный ремонтный центр» на котором должна быть создана локальная система оповещения, которая до настоящего времени так и не создана, хотя проектная документация разработана и согласована с Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю. Крайнее предписание выдано 23 ноября 2021 года.
Проблемным вопросом остается и отсутствие распорядительного документа на уровне Правительства Камчатского края об утверждении Перечня организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности и особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства, расположенные на территории Камчатского края, на которых необходимо создать локальные системы оповещения.
В первом полугодии 2022 года необходимо продолжить работу в данном направлении.
Главам муниципальных районов и городских округов в 2022 году необходимо:
- усилить контроль за развитием, совершенствованием и эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения МАСЦО, предусмотрев соответствующее финансирование в местных бюджетах;
- обеспечить сохранность и работоспособность установленных комплексов громкоговорящего оповещения населения;
- создать запасное имущество и принадлежности для оборудования муниципальных систем оповещения (с учетом оперативного устранения возникающих неисправностей).
В 2021 году продолжалась работа по совершенствованию единых дежурных диспетчерских служб муниципальных образований края.
В соответствии с ГОСТ и Методическими рекомендациям МЧС России приведена ЕДДС Вилючинского городского округа.
В 8 муниципальных образованиях размеры помещений не соответствуют методическим рекомендациям. (Быстринский, Карагинский, Мильковский, Олюторский, Соболевский, Тигильский, Усть-Большерецкий муниципальные районы, городской округ «Поселок Палана»).
Отмечается работа Быстринского муниципального района, где площадь зала ЕДДС расширена до 16 квадратных метров.
По вопросам технического дооснащения следует отметить хорошо проведенную работу Усть-Камчатского муниципального района, где ЕДДС была оснащена современными техническими средствами связи и оповещения и оргтехникой.
В основном, источником материального обеспечения ЕДДС служит муниципальное финансирование. Но как показывает статистика финансирования за 5 лет, выделяемых денежных средств недостаточно для полноценного и качественного развития ЕДДС.
По информации, представленной Министерством по чрезвычайным ситуациям Камчатского края, финансирование мероприятий по развитию ЕДДС в государственной программе «Безопасная Камчатка» на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов не предусмотрено.
Главное управление МЧС России по Камчатскому краю считает, что недостаточное или полное отсутствие финансирования вопросов развития ЕДДС по оснащению современным оборудованием, технических средствами и программным обеспечением, может повлечь снижение уровня реагирования сил и средств Камчатской территориальной подсистемы РСЧС на чрезвычайные ситуации и качества работ по их ликвидации.
В целом, в рамках развития и приведения ЕДДС в соответствие утвержденным стандартам и готовности к реагированию на ЧС в лучшую сторону отмечаются ЕДДС: Усть-Камчатского, Пенжинского муниципальных районов, Петропавловск-Камчатского и Вилючинского городских округов.
Слабо организована данная работа в Елизовском, Усть-Большерецком, Тигильском, Соболевском муниципальных районах.
Проблемным вопросом остается реализация мероприятий по созданию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
В связи с мероприятиями, направленными на борьбу с распространением новой короновирусной инфекции, финансовые средства в бюджете края на 2022 год, к сожалению, не предусмотрены.
На выполнение мероприятий по созданию, эксплуатации и развитию системы-112 в 2021 году выделено и освоено 89,8 млн. рублей.
В 2021 году в систему-112 поступило и обработано 158 044 вызовов, из которых 48 019 (30 %) переданы в экстренные службы для реагирования. Среднемесячное количество вызовов составило свыше 13 тысяч.
В рамках развития системы 112 при условии соответствующего финансировании на 2022 год необходимо выполнить следующие мероприятия:
расширение возможностей речевого анализа;
расширение возможностей унифицированного специального программного обеспечения системы 112 в части формирования отчетов, а именно добавление конструктора отчетов;
сопряжение системы-112 с АПК «Безопасный город» (при условии развертывания базового контура АПК «Безопасный город»);
организация информационного взаимодействия системы-112 с Ситуационным центром Губернатора Камчатского края.
Обращаю внимание органов местного самоуправления на качественную подготовку диспетчерского состава.
На водных объектах Камчатского края в 2021 году произошло 16 несчастных случаев, погибли 11 человек (в том числе 2 ребенка).
В основном несчастные случаи произошли вследствие безответственного отношения судовладельцев маломерных судов к личной безопасности.
Лучше работа организована в Петропавловск-Камчатском городском округе и Елизовском муниципальном районе.
Хуже в Усть-Большерецком и Мильковском муниципальных районах.
В целях улучшения организации безопасности людей на водных объектах, главам муниципальных образований необходимо исключить формальный подход к организации проведения профилактических мероприятий с населением.
Провести работу по выявлению мест традиционного отдыха людей вблизи водных объектов, а также подледного лова рыбы в зимний период, взять эти места на особый контроль и провести работу по определению официального статуса этих мест.
Главам Соболевского, Карагинского, Елизовского, Олюторского и Пенжинского муниципальных районов рекомендуется организовать профилактическую работу в отдаленных населенных пунктах путем проведения сельских сходов.
В 2021 году в Главном управлении МЧС России по Камчатскому краю была организована работа по проверке и согласованию планов гражданской обороны и защиты населения.
В настоящее время из 14 планов ГО:
- согласованы и утверждены 2 плана ГО (Карагинский муниципальный район, Петропавловск-Камчатский городской округ);
- находятся в стадии разработки и согласования 9 планов ГО; (Елизовский, Усть-Камчатский, Усть-Большерецкий, Тигильский, Быстринский, Мильковский, Олюторский муниципальные районы, городской округ «поселок Палана», Вилючинский городской округ);
- не представлены на согласование 3 плана ГО (Алеутский, Соболевский, Пенжинский муниципальные районы).
Обращаю внимание руководителей гражданской обороны муниципальных районов на завершение данной работы. Планы ГО необходимо представить на согласование в Главное управление МЧС России до 1 февраля.
Одним из важнейших элементов в организации защиты населения, как в мирное, так и в военное время является предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты.
Так в 2021 году проведена совместная работа по снятию с учета 76 защитных сооружений гражданской обороны как необоснованно поставленных на учет и изменен тип защитных сооружений гражданской обороны на «Укрытие» восьми объектов гражданской обороны.
В худшую сторону по данной работе отмечается Усть-Камчатский муниципальный район.
На территории края, в 5 районах расположено 145 защитных сооружений, из них: готовы к приему укрываемых – 18 (12,4%); ограниченно готовы – 13 (9%); не готовы – 114 (78,68%). Общая готовность составляет 21,4%.
В 2022 году необходимо продолжить и мероприятия по подготовке собственниками (балансодержателями) защитных сооружений документов по изменению типа защитных сооружений из разряда убежище ГО, ПРУ в разряд укрытие ГО.
Данная работа позволит повысить уровень готовности защитных сооружений к приему укрываемых до 70 %.
Прошу глав муниципальных образований, на территории которых имеются защитные сооружения, активизировать работу по подготовке и предоставлению документов по изменению их типа.
Группы населения в Петропавловск-Камчатском и Вилючинском городских округах, проживающие в зонах возможного химического и радиационного загрязнения, подлежат обеспечению средствами индивидуальной защиты.
На сегодняшний день запасы средств РХБ защиты доведены до установленных норм.
Кроме того, произведено освежение запасов респираторов Р-2 и костюмов Л-1.
Запасы медицинских средств индивидуальной защиты созданы и составляют 32,5 % от положенного.
Министерством здравоохранения ежегодно проводится работа по освежению медицинского имущества и медикаментов.
В рамках подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения на базе Камчатского учебно-методического центра по ГО и ЧС в 2021 году подготовлено 1 042 (100,1 %) должностных лиц, специалистов гражданской обороны и Камчатской территориальной подсистемы РСЧС.
С учетом формирования и обновления состава Правительства Камчатского края в 2021 году, должностным лицам органов исполнительной власти Камчатского края, входящим в состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Камчатского края, эвакуационной комиссии Камчатского края, комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики Камчатского края, а также вновь избранным главам муниципальных образований, вновь назначенным должностным лицам, в полномочия которых входит решение вопросов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в 2022 году необходимо пройти обучение в соответствующих организациях.
В рамках выполнения мероприятий по защите населения, в крае организована работа по уточнению Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта и муниципальных образований. В 2022 году данную работу необходимо продолжить.
Резерв финансовых ресурсов в 2021 году по статье «Резервный фонд Правительства Камчатского края» создан в размере 50,0 млн. рублей (что составляет 160 рублей на одного человека).
Резерв материальных средств в крае уменьшен на 2,2 %, это более 8 млн. рублей и составил 356 млн. рублей - 77,6 % от плана.
К сожалению, более качественно нарастить возможности краевого резерва не позволила ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции, которая продолжается до сих пор.
В муниципальных образованиях Камчатского края финансовый резерв составил 46,3 млн. рублей, что на 4,8 млн. рублей больше, чем в 2020 году.
По сравнению с 2020 годом почти все органы местного самоуправления Камчатского края, продолжили работу по фактическому наращиванию объёмов муниципальных резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, что позволило увеличить их объём на 5,4 % (более 4 млн. руб.) и довести этот показатель до 90 % от плана.
Наибольшую работу по увеличению муниципальных резервов для ликвидации ЧС провели: Карагинский, Мильковский (увеличение на 17 %), Пенжинский (увеличение на 10 %) муниципальные районы.
Большая часть органов местного самоуправления также выполнила эту работу исходя из своих финансовых возможностей в сложных условиях противодействия пандемии коронавирусной инфекции: городской округ «поселок Палана» (увеличение на 9%), муниципальные районы: Елизовский (увеличение на 9%), Карагинский (увеличение на 17 %), Тигильский (увеличение на 1%), Усть-Камчатский (увеличение на 0,01%), Вилючинский городской округ (увеличение на 4%).
На прежнем уровне остались запасы у Олюторского, Соболевского и Усть-Большерецкого муниципальных районов.
Подводя итоги деятельности Камчатской территориальной подсистемы РСЧС, следует отметить, что План основных мероприятий Камчатского края в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2021 год выполнен в полном объеме.
В лучшую сторону по итогам деятельности отмечаются:
Среди городских округов: Петропавловск-Камчатский городской округ, ГО поселок «Палана», Вилючинский ГО.
Среди муниципальных районов: Елизовский муниципальный район, Пенжинский муниципальный район, Усть-Большерецкий муниципальный район.
Среди спасательных служб: Спасательная служба противопожарной охраны лесов, спасательная служба охраны общественного порядка, спасательная инженерная служба.
Главной задачей по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций считать: совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, снижение рисков и смягчение последствий ЧС для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время.
Обсуждение доклада.
А.Н. Власьян, врио заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по Камчатскому краю полковник полиции
А.С. Ковнацкий, начальник Управления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Р.С. Василевский, Заместитель Председатель Правительства Камчатского края.
Заключительное слово.
Р.С. Василевский, Заместитель Председатель Правительства Камчатского края.
Завершая пленарное заседание, хотелось бы отметить, что в целом, итоги 2021 года, позволяют положительно оценить деятельность органов управления и сил РСЧС Камчатского края по совершенствованию гражданской обороны, предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Прошу глав городских округов и муниципальных районов, руководителей исполнительных органов государственной власти Камчатского края обратить внимание и принять меры по устранению недостатков, озвученных в докладе начальника Главного управления МЧС России по Камчатскому краю, и сообщить об этом в Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Также прошу учесть проблемные вопросы при организации деятельности в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций в текущем году.
Основными задачами на 2022 год предлагаю считать:
реализацию Плана основных мероприятий Камчатского края в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2022 год;
совершенствование и развитие нормативной правовой базы муниципальных образований по вопросам гражданской обороны, защиты населения, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
реализация Основ государственной политики в области гражданской обороны, в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года;
поддержание высокой степени готовности органов управления и сил Камчатской территориальной подсистемы РСЧС и гражданской обороны;
совершенствование деятельности органов повседневного управления Камчатской территориальной подсистемы РСЧС;
развитие и совершенствование систем оповещения и информирования населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
выполнение мероприятий по поддержанию в постоянной готовности систем оповещения населения Камчатского края;
развитие и совершенствование системы управления и обмена информацией в области ГО и ЧС;
совершенствование взаимодействия с операторами связи при возникновении ЧС с учетом внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;
активизация работы по накоплению, хранению и использованию в целях ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных материальных ресурсов в соответствии с утвержденными номенклатурой и объемами;
организацию освежения резервов (запасов) средств индивидуальной защиты для населения в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
дальнейшее создание, оснащение и повышение готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и аварийно- спасательных служб с учетом их достаточности и адекватности современным угрозам;
обеспечение органов управления и сил ГО современной техникой и экипировкой, аварийно-спасательной техникой и медицинским оборудованием;
обеспечение функционирования, развития и совершенствования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и разработка регламентов межведомственного взаимодействия;
участие в реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р, в том числе финансирование проводимых мероприятий;
организацию работы по корректировке, уточнению планов действий на предупреждение и ликвидации ЧС на территории муниципальных образований до 01.02.2022;
организацию работы по корректировке, уточнению паспортов безопасности территории муниципальных образований до 15.02.2022;
организация работы по ежеквартальной проверке ПВР с обязательным привлечением представителей Главного управления МЧС России по Камчатскому краю, а также по своевременному предоставлению отчетных материалов;
организацию обучения сотрудников администрации ПВР, проведение инструкторско-методических занятий в ходе учений и тренировок;
планирование мероприятий по наращиванию резерва материальных средств для укомплектованности ПВР в соответствии с требованиями законодательства;
обеспечение безаварийного пропуска паводковых вод;
обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;
повышение эффективности выявления и тушения лесных пожаров с применением авиации и современных информационных технологий;
предупреждение и оперативное тушение природных пожаров;
обеспечение безопасности людей на водных объектах;
своевременное и объективное информирование населения об угрозе возникновения ЧС и происшествий и при их возникновении;
повышение качества и эффективности командно-штабных учений и тренировок (далее - КШУ (ШТ) по ГО, а также тактико-специальных учений (далее - ТСУ) с органами управления и силами ГО;
организация подготовки всех групп населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с требованиями действующего законодательства;
проведение подготовки групп населения в Камчатском УМЦ ГОЧС, а также в организациях по месту работы граждан по программам курсового обучения и инструктажа в области ГО;
совершенствование подготовки руководителей всей уровней, специалистов и личного состава формирований и служб по вопросам предупреждения и практических навыков реагирования на опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
подготовка органов управления и сил ГО с учетом развития и внедрения новых приемов и способов организации и проведения аварийно-спасательных работ, а также работ, связанных с решением других задач ГО;
реализация новых программ и форм подготовки всех групп населения, включая должностных лиц и работников организации в области ГО, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
обеспечение финансирования мероприятий целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности.